Методическая копилка

Инновационная деятельность в проведении педагогических советов

Инновационная деятельность в работе педагогических советов

Маковкина Е.А., Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2», заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

 

Всем известно, что педагогический совет – это совещание педагогов по вопросам учебно–воспитательного процесса для совместного решения специфических вопросов и задач, возникающих в повседневной жизни школы.

Как правило, работа педагогического совета сводится к тому, что зачитываются тезисно сформулированные проблемы учебно–воспитательного процесса, а также доклады по определенной заранее тематике. Такой педагогический совет так называемой традиционной формы имеет, по – моему мнению, большой недостаток, а именно – низкую активность учителей. С целью разнообразить работу педагогических советов, привлечь учителей к обсуждению общих проблем в 2010 – 2011 учебном году, а также в нынешнем 2011-2012 учебном году, были выбраны нетрадиционные формы проведения педагогических советов, такие как диспут, круглый стол, открытый педагогический совет (с присутствием родителей учащихся), конференция, деловая игра и.т.д.

 Такие формы работы побудили педагогический коллектив к продуктивной беседе. Старшие преподаватели могли поделиться опытом с молодыми специалистами и родителями учащихся. Молодые преподаватели также активно высказывали свою точку зрения на проблему.

В ноябре 2010 года заседание педагогического совета проходило в форме диспута. Тема «Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность».

 Диспут (от латинского – рассуждать, спорить) – предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы, прямо и открыто опровергать ложные взгляды.

Предварительно была проведена подготовительная работа:

По данной теме был подобран материал из газет, журналов, интернета. Он был предложен преподавателям для ознакомления. После определения круга обсуждаемых вопросов, коллектив был разделен на группы, занимающие различные позиции по их решению. Был назначен ведущий, выбрано жюри. Озвучены законы диспута:

·         Диспут – свободный обмен мнениями;

·         На диспуте все активны. В споре все равны.

·         Каждый выступает и критикует положение, с которым не согласен.

·         Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

·         Главное в диспуте факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

·         Имей мужество выслушать правду, не обижайся.

·         Здесь нет наблюдающих! Каждый, кто в зале- активный участник разговора.

 

Диспут проходил по следующему плану:

1.      Представление участников

2.      Выступление защитников первой точки зрения.

3.      Выступление защитников второй точки зрения.

4.      Вопросы «противникам».

5.      Доказательство своей точки зрения каждой стороны.

 

В процессе диспута были рассмотрены различные точки зрения на следующие вопросы:

 

·         Нужны ли ДМШ стандарты?

·         Чему сегодня нужно учить?

·         Как сегодня нужно учить? Новаторские технологии «за» и «против».

·         Каковы сегодня цели воспитания.

·         Принуждение – это необходимость или издержки педагогического мастерства?

·         Как сегодня воспитывается ребенок?

·         Может ли образовательное учреждение исправить издержки семейного воспитания?

6. После выступлений преподавателей, жюри подвело итоги и объяснило, какая точка зрения была доказана более убедительно и является верной.

 

В результате дискуссии были подведены итоги, которые обрели форму неких тезисов:

  • В музыкальной школе должен учитываться различный уровень получаемых образовательных услуг (как предпрофессиональный так и общеэстетический).
  • Учить нужно собственным примером.
  • Уважать достоинство учеников и родителей.
  • Инновации не ради инноваций, а в помощь учебному процессу.
  • Ребенка необходимо приучать к труду и учить преодолевать трудности.
  • Преподаватель должен создать для ученика комфортную обстановку на уроке.
  • Издержки семейного воспитания очень трудно исправить, но необходимо проводить работу с родителями и учащимися по коррекции недостатков воспитания.

 

 

В январе 2011 года состоялся Открытый педагогический совет. Тема «Взаимодействие семьи и музыкальной школы в воспитании творческой личности». Форма «круглый стол» (одна из разновидностей диспута).

На данный педагогический совет были приглашены родители учащихся.

В ходе педагогического совета были представлены материалы интервью, которые преподаватель Арсеньева М.В. проводила с известными в нашем крае музыкантами. На примерах из жизни и опыта преподавателей была доказана важная роль семьи и взаимодействия её с музыкальной школой в воспитании творческой личности. Родители получили важную информацию, которая необходима им в деле воспитания детей.   

 

В ноябре 2011 года прошел педагогический совет в форме деловой игры на тему «Мотивация учащихся к занятиям искусством».

Деловая игра – это вид деятельности в условиях искусственно созданной ситуации, направленной на решение учебной задачи.

Для педагогического совета - деловой игры необходимы следующие признаки – условия:

1. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив. Проигрыванию подвергаются либо взаимоотношения, либо взаимодействия, либо организационные структуры.

2. Имитация реальной ситуации. Наличие игровых ролей и назначение на них участников игры. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которой обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате это приводить к коллективному решению проблемы.

3. Реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и.т.д.

4. Соблюдение игровых правил и условий.

5. Наличие игрового стимулирования. Соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

Подготовку и проведении игры можно разделить на следующие этапы:

1.      Подготовительный – разработка игры.

- проводилась диагностика состояния учебно–воспитательного процесса;

- определилась задача, которую намечено решить в игровом режиме;

- определена проблема (название) деловой игры; Для обсуждения предлагалась статья из газеты «Играем сначала», «Мотивация к занятиям искусством», а именно рассмотрение и использование в работе следующих методов мотивации:

·         Работа на возбуждение эйфорической мотивации и полезное применение полученного энерговыигрыша от публичных выступлений;

·         Горящие глаза учителя и его запредельная, с точки зрения ученика, компетентность;

·         Использование умений ребенка в различных областях жизни;

·         Родители – соучастники: дома слушают музыку, читают (или хотя – бы делают вид), собирают репродукции (хотя бы в компьютере – в общем имеют или изображают культурные интересы);

·         Подача информации в эмоциональной упаковке;

·         Азарт коллекционера и спортивный азарт.

 

- сформулирована общая цель и частные цели для групп.

- разработаны общие правила для игроков.

2.      Второй этап – организационная подготовка, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъяснил слушателям цель и смысл, ознакомил с программой и правилами, распределил роли (ученик, учитель, родители, администрация школы), поставил перед исполнителями конкретные задачи, выбрал секретаря и экспертов. Был определен регламент выступлений (не более 10 минут). Заранее был проведен экспресс – опрос (Какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре?).

3.      Третий этап – Разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы

При работе на этом этапе применялась форма деловой игры «мозговой штурм» (или продуктивная деловая игра). Вначале прошел первый этап групповой работы под условным названием «негатив». В каждой группе участники игры отвечали на вопрос «Что вас не устраивает в формулировке методов развития мотивации, представленных в докладе А.В. Тороповой» (материал статьи, личный опыт).

Прозвучали следующие мнения:

Родители:

- Мы отдали ребенка в музыкальную школу, делайте с ним что хотите, а нам некогда.

- Классическую музыку я не люблю и на концерты ходить не хочу.

 Учителя:

- Я обязана отвести урок, и не больше.

-  Я не хочу готовить детей к выступлению, конкурсу, больше денег я за это наверняка не получу.

- Ребенок не выучил задание, поставил «2» и пусть идет, у нас школа бесплатная.

 Дети:

- Я считаю, что контроль родителей мне не нужен, ведь это же не обязательная школа, и вообще я же взрослый.

- Мне достаточно, что в школе ставят оценки, и я не хочу участвовать в концертах, а тем более, чтобы на них присутствовали родители.

- Не хочу участвовать в конкурсах, ведь готовиться к ним – это огромный труд, а у меня нет времени. Так просто выступить – это хочется, но заниматься – нет.

Администрация:

- Наше дело – выявлять нерадивых учеников и отчислять.

- Учитель не выполняет требования – уволить.

Затем начался второй этап групповой работы – наработка «позитива». «С какими методами мотивации вы согласны и что вы можете предложить?».

Выступления были такими:

Родители:

- Я готов контролировать ребенка, помогать ему. Я заметил, что когда мой ребенок начался обучаться в музыкальной школе, у него улучшились память и внимание. Он стал лучше говорить и больше общаться со мной.

- Я получаю огромное удовольствие, когда присутствую на концертах, где выступает мой ребенок, оказывается он такой талантливый.

- Многие родители, глядя на моего ребенка тоже решили обучать своих детей в музыкальной школе.

- Я и сам стал больше знать.

Учитель:

- Необходимо готовить детей к выступлениям на конкурсах и концертах, нельзя ругать ребенка за недостатки, во время игры, нужно найти и заострить внимание на положительных эмоциональных переживаниях во время выступления, а также поддерживать желание публично выступать.

- Нужно расширять круг знаний ребенка, поддерживать интерес к получению новой информации.

- Нужно просто любить ребенка и тогда он станет тебе доверять и уважать.

Дети:

- Я очень хочу выступать на концертах, я знаю, что не всегда у меня все получается. но я не боюсь, ведь учитель меня всегда поддержит.

- Мне нравится, что родители мной гордятся.

- Мне нравится принимать участие в различных мероприятиях.

- Родители всегда с интересом следят за моим творчеством. Им нравится слушать то новое, о чем я узнал на уроках в музыкальной школе.

Администрация:

- Необходимо создавать условия для эффективной работы:

·         поощрения сотрудников, родителей, учеников;

·         улучшение материальной базы;

·         организация обучения пед. коллектива

·         планирование и помощь в организации поездок на конкурсы, концерты.

 

4.      Четвертый этап –– взаимооценка. Была отмечена активная работа преподавателей во время деловой игры. Все постарались поставить себя на место определенных персонажей.

5.      Пятый этап – подведение итогов, анализ и обобщение результатов, принятие общего коллективного решения.

В процессе обсуждения пришли к выводу, что в реальной жизни есть родители, дети, учителя и администрации школы которые разделяют выше изложенные мнения, как позитивные, так и негативные.

Необходимо, анализируя ситуацию, используя различные методы мотивации, нацелить образовательную деятельность на воспитание гармонично развитой личности

6.      Шестой этап – представляет игровое последействие, перенос деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

 

Вывод.

Инновационные методы проведения педагогических советов необходимы, прежде всего, для того, чтобы неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других. Тот, кто хочет понять себя и быть понятым другими должен для каждого случая искать заново, какими средствами выразить это своё! Ведь выразить себя он хочет так, чтобы остальные узнали его боль, радость, сомнение, восторг. И когда материализация передачи опыта найдена верно, наступает время для нового чуда: коллега – слушатель, соратник, а иногда и противник, обогащается интересным опытом, искренним желанием приобщиться к нему, ощущает собственное совершенствование. Поэтому, по – большому счету, педагогический совет в школе – это праздник педагогического труда. И руководители школы должны сделать этот праздник как можно более интересным, насыщенным. А если будет больше праздников у учителей, будет их больше у детей.

 

 

Литература:

1. Статья «Мотивация к занятиям искусством» // Играем с начала – 2011. - №9

2. Лаврентьева В.В. Технологии педагогических советов // Управление современной школой. Завуч. – 2010. - №5.

Разработка и хостинг сайта - Камчатский хостинг сайтов