Что такое опера
1. Опера – это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. Почему вокально-театральный? Потому что, оперу можно назвать театральным представлением.
2. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев,
3. Солисты – это главные герои оперы.
4. На сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).
5. Жанр «опера» зародился в конце 16 века, в 1600 году, в итальянском городе Флоренция. В этом году была свадьба короля Франции Генриха четвертого, который брал в жены дочь правителя Флоренции Марию Медичи.
В день свадьбы, когда все гости собрались, на их суд было вынесено произведение, которое поразило абсолютно всех. На сцене находилось несколько актеров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на секунду, а актеры не проговаривали, а пели свой текст. Как раз это и поразило зрителей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было принято раскладывать мелодию песни на несколько голосов, к тому же пение сопровождалось очень сложным аккомпанементом. При таком исполнении слова не возможно было разобрать. В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актеров.
6. В основе произведения лежал древнегреческий миф, в котором рассказывалось о судьбе певца Орфея. У молодого певца умирает невеста прямо в день свадьбы, Орфей решает пойти в царство мертвых, чтобы вернуть любимую Эвридику. Когда перед ним встали боги подземного царства, Орфей стал играть и петь, жестокие боги смягчились и решили отпустить девушку, но предупредили, что если Орфей посмотрит на Эвридику, прежде чем они выйдут на свет, она уйдет от него навсегда. Орфей не смог удержаться и взглянул на невесту, и она навеки покинула его.
Древнегреческий миф стал толчком к созданию первой оперы. Через семь лет после свадьбы, итальянский композитор Клаудио Монтеверди (он был там и видел представление) написал первую настоящую оперу с тем же сюжетом и названием («Орфей и Эвридика»). Композитор изменил первоначальную версию «музыкального мифа»: он попросил актеров петь свои роли (правильно будет назвать их «партиями») мягче и протяжнее, оркестр стал играть немного тише, как бы помогая певцам петь. Монтеверди считал, что оркестр тоже играет главную роль в опере, он помогает показать настроение героя, его чувства.
Название «опера» появилось гораздо позже, создания «Орфея и Эвридики». В переводе с итальянского языка это слово означает «труд» или «творение», «сочинение». Сначала произведения этого жанра называли «музыкальная повесть», а дальше писали «труд композитора…». Со временем, название сократилось до одного слова «труд», то есть «опера».
7. Структура оперы:
Опера делится на акты (действия), а нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие, намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава действующих лиц и т. д.
8. Часто композиторы включают в оперу балетные сцены.
9. Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.
10. Оперные постановки проходят в оперных театрах. Это театры, специально предназначенные для оперных спектаклей. Ведь огромную роль играет акустика.
Сегодня мы посмотрим фильм, в котором Михаил Казинник расскажет вам об опере. Называется этот фильм эффект оперы. Я хочу сделать пояснения по фильму.
Немного о том, что вы услышите.
11. Либретто – это краткое содержание оперы.
12. Достоевский Федор Михайлович (1821—81), рус. писатель. Творчество Д. было посвящено глубочайшим религ.-нравств. проблемам. Одно из его величайших произведений «Преступление и наказание».
13. Уильям Шекспир 26 апреля1564 года — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.
14. Джузеппе Верди.
Родился— деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.
Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.
На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы.
В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi — местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.
Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предложил ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женился на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детейВ то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умерли в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умерла от энцефалита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошён их смертью.
После ее провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора.
В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго.
РИГОЛЕТТО
Опера в трех актах (четырех картинах)1
Либретто Ф. Пиаве
Действующие лица:
Герцог Мантуанский Риголетто, придворный шут Джильда, его дочь Спарафучиле, бандит Маддалена, его сестра Джованна, служанка Джильды Граф Монтероне |
тенор баритон сопрано бас меццо‑сопрано меццо‑сопрано бас баритон тенор бас меццо‑сопрано сопрано баритон |
||
Марулло Борса |
} |
придворные |
|
Граф Чепрано Графиня Чепрано Паж Офицер |
|||
Придворные, пажи, слуги.
Действие происходит в Мантуе (Италия) в XVIвеке.
В основу сюжета оперы положена драма В. Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина
Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог рассказывает о встреченной им случайно в церкви милой девушке. Придворный шут Риголетто, всегда интригует и подстрекает господина соблазнить очередную красотку из числа придворных. Вот и сейчас, заметив его интерес к графине Чепрано, шут советует герцогу овладеть гордой красавицей. Риголетто глумится над ревностью графа Чепрано. Придворные возмущены выходками шута. Они решают отомстить ему. Один из придворных, Марулло, узнал, что Риголетто скрывает в своем доме любовницу. Придворные решают похитить ее.
На балу появляется граф Монтероне. Он обличает герцога и взывает к мести за поруганную честь своей дочери. Разгневанный герцог приказывает арестовать Монтероне. Риголетто насмехается над стариком. Монтероне проклинает шута.
Вторая картина
Поздним вечером Риголетто стоит один у своего дома, где скрывает дочь, горячо любимую Джильду. Он воспитывает ее в благочестии и целомудрии. Как разительно отличается Риголетто-отец от шута! Появляется наемный убийца Спарафучиле и предлагает ему свои услуги. Риголетто говорит, что будет иметь в виду его предложение. Он встревожен за судьбу дочери. Ему не дает покоя проклятье Монтероне. К нему выбегает радостная Джильда. Она видит, что отец расстроен и насторожен. В темноте к дому Риголетто прокрадывается переодевшийся герцог. Риголетто ничего не замечает. Он приказывает служанке оберегать госпожу и уходит.
Оставшись одна, Джильда вспоминает о незнакомце, встреченном ею в церкви. Неожиданно появляется герцог, и девушка узнает в нём своего незнакомца. Назвавшись бедным студентом, он объясняется Джильде в любви. Девушку пленяют пылкие признания, и она клянется ему в верности.
За оградой дома собираются придворные, задумавшие похитить Джильду. Неожиданно появляется Риголетто. Придворным удается убедить шута, что они пришли похитить графиню Чепрано, дворец которой находится неподалеку. Они уговаривают Риголетто принять участие в этом похищении и надевают на него для конспирации маску. В темноте один из придворных накидывает на маску платок, так чтобы шут ничего не видел. Риголетто не догадывается, что участвует в похищении собственной дочери. Лишь после ухода придворных он обнаруживает, что жестоко обманут. Риголетто в отчаянии.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Третья картина
Покои герцогского дворца. Герцог разъярен. Кто-то похитил его новую возлюбленную. Появляются придворные и рассказывают ему о своих ночных похождениях. Они смеются над шутом, помогавшим украсть свою же любовницу. Теперь она во дворце. Герцог догадывается, о ком идет речь и спешит к пленнице.
Появляется несчастный Риголетто. Придворные не впускают его в спальню герцога. "Дочь мне отдайте!" - рыдает шут. Когда, наконец, Джильда появляется из дверей и в слезах рассказывает отцу о том, что с ней произошло, Риголетто клянется отомстить герцогу. Искренне полюбившая герцога Джильда умоляет отца пощадить возлюбленного. Риголетто непреклонен.
Четвертая картина
На пустынном берегу реки Риголетто со своей дочерью. Шут знает, что страсть к любовным похождениям приведет герцога сюда, к жилищу Спарафучиле. Риголетто хочет, чтобы Джильда воочию убедилась в вероломстве и легкомыслии герцога, который встречается здесь с сестрой бандита - Маддаленой. Джильда в отчаянии. Её возлюбленный неверен ей! Риголетто велит дочери отправляться домой и, переодевшись в мужской костюм, покинуть город. Затем он выплачивает задаток Спарафучиле за убийство герцога. За телом врага шут придет в полночь.
Возвратившись в дом, Спарафучиле рассказывает сестре о сделке. Маддалена умоляет брата пощадить юношу, который понравился ей, и уговаривает Спарафучиле убить первого, случайно забредшего к ним прохожего. Их разговор слышит вернувшаяся Джильда. Она решает пожертвовать собой ради возлюбленного. Собравшись с духом, девушка входит в дом...
В полночь Спарафучиле отдает Риголетто мешок с трупом. Шут спешит к реке, чтобы утопить мешок, но вдруг слышит знакомый голос. Это беззаботный герцог напевает свою песенку. Развернув мешок, Риголетто с ужасом видит там умирающую дочь. Джильда умоляет отца простить ее и герцога, ради любви к которому она решила расстаться с жизнью. Риголетто безутешен. Проклятье старца Монтероне свершилось!